Задайте нам вопрос!
WhatsApp
Phone

Михаил Семёнович Казиник

Советский, российский и шведский скрипач, лектор-музыковед, искусствовед, педагог, культуролог, писатель-публицист, автор новаторского «комплексно-волнового урока». www.kazinik.ru
"Старая школа набила голову детям, как мешок соломой, набила кучей сведений, из которых 90 % им не понадобятся никогда, и не дала парадигму знания, жажду знания, тягу к знаниям, способа познания через культуру, через искусство, через математику."

"Задача современной школы состоит прежде всего в том, чтобы сформировать из ребенка личность, ассоциативно, или, как я говорю, «нобелевски» мыслящую. Навыки парадоксального мышления жизненно необходимы современным детям! Я задавал вопросы нобелевским лауреатам по поводу искусства, музыки. Выяснилось, что они все остроумны, парадоксальны, междисциплинарны..."

— Михаил Казиник
Михаил Казиник о нашей НЕшколе ЛиБрейн
Наш адрес: Большой Сухаревский пер. 16
Музыкант, педагог и просветитель, Михаил Казиник, рассказал о том, как привить ребенку «нобелевское» мышление, а также о новой роли учителя и современных функциях школы в интервью.
- Насколько я знаю, одной из целей вашего нынешнего визита было рассказать о вашей ставшей уже знаменитой методике школьного образования, которая строится вокруг творческого развития ребенка. Объясните, пожалуйста, подробнее, в чем ее главная идея?
- Действительно, после концертов я на протяжении трех дней проводил встречи с нижегородскими педагогами. За эти три дня я попытался успеть изложить принципы альтернативной методики образования, принципы «иной» школы, Школа может быть хорошей или плохой, в ней могут быть отдельные талантливые педагоги и ужасно бездарные: например, те, которые пошли в педуниверситеты потому, что не прошли по конкурсу в другие вузы. Хотя это самая большая глупость, поскольку профессию учителя никак нельзя выбирать по остаточному принципу.
Вторая мысль, которую я пытаюсь донести: образование — это не набивание мешка макулатурой, а именно создание образа. Это стимул и парадигма познания, а не просто ретрансляция гигантских объемов информации. Практически ежедневно дети приходят в школу на шесть лекций, а то и больше, десять лет подряд. При этом зачастую, анализируя предпочтения самих детей, невольно задаешься вопросом: «Что же делали с ними учителя все это время?» Напрашивается вывод, что привычная нам система образования, во-первых, устарела — поскольку вся необходимая информация давно есть в интернете, а, во-вторых, функции школы и учителя в современных реалиях должны меняться.
Задача современной школы состоит прежде всего в том, чтобы сформировать из ребенка личность, ассоциативно, или, как я говорю, «нобелевски» мыслящую. Общаясь с нобелевскими лауреатами по роду своей деятельности — а меня приглашали в качестве музыкального эксперта Нобелевского концерта — я понял, что практически все они в детстве занимались музыкой. Эйнштейн со скрипкой и Планк у рояля — это далеко не случайность.
Еще одна закономерность состоит в том, что у всех нобелевских лауреатов поразительное чувство юмора. Они не могут без юмора говорить даже о науке — это похоже на компанию, где все друг другу постоянно рассказывают анекдоты. На самом деле, история нам постоянно показывает, что народ, у которого пропадает чувство юмора, начинает свой путь к гибели, и первые, над кем надо смеяться — над самими собой. Причем это должно быть не злобное хихиканье, а нечто из серии «посмеялся — и пошел исправлять ситуацию». Так вот, моя школа — это, в первую очередь, школа, где создается цельная личность, ассоциативно и даже парадоксально мыслящая.

- Как в такой школе образовательный процесс выглядит на практике?
- Из простого «Мама мыла раму» уже можно придумать тысячи вариантов. Один мальчишка на уроке, например, предложил создать мультик, в котором рама — одушевленный предмет. Ей стало стыдно, что мама ее постоянно моет, она отрастила себе ручки-ножки, снялась с петель, ночью разбудила маму и решила помыть ее. Это и есть пример зачаточного парадоксального мышления. Не забывайте, еще Пушкин писал, что гений — «парадоксов друг».
Я могу спросить у детей: «Мы ближе к птицам или к кротам?». Они отвечают: «К птицам». Тогда я говорю: «А в Москве, когда вы из района в район добираетесь, вы летите или спускаетесь под землю?». Признаются, что под землю. И вот так, с юмором, мы стараемся строить все ассоциативные связи между всеми явлениями, предметами и понятиям. [...]

- Вы, наверное, чаще других слышите, что современные дети, которых вы хотите всему этому обучить, очень сильно отличаются от детей вчерашних. Гаджеты и интернет обычно преподносятся как что-то плохое, но, при вашем, нетрадиционном подходе, я думаю, возможно обернуть это на пользу системе образования?
- Еще как возможно. Вместо, чтобы изучать главу из учебника географии, посвященную Джомолунгме, нужно попросить детей, скажем, изучить геомагнитную обстановку у ее подножия и все, что связано с культурно-исторической подоплекой этого вопроса. Коснувшись только этого, вопроса, мы сразу выйдем в математику, физику, астрономию, литературу, географию, геометрию — практически во все дисциплины. Сама по себе идея ассоциативного мышления и комплексно-волнового урока, которую придумал, предполагает поиск связей всего со всем.

- Насколько готовы ко внедрению таких образовательных практик наши чиновники? Создать школу, полностью основанную на таком подходе, вероятно, многим покажется очень рискованной затеей, но какую-то часть идей использовать вполне возможно.
- Действительно, создать подобные школы по всей стране ни я не могу, ни власть этого не поддержит, потому что «как бы чего не вышло». Но вот воспитать учителей, которые освоят новые принципы работы и по-новому увидят саму концепцию распространения знаний — это в моих силах. Мы получим тот самый синергетический эффект, когда один плюс один равняется не двум, а двум миллионам.
Кроме того, у шведов есть такое старинное понятие, как «огненная душа» — это человек в высшей степени созидательный, который зачастую способен сделать больше, чем все учреждения образования и культуры вместе взятые. Так обычно и происходит: в одном городе благодаря усилиям одного-единственного человека могут открыться сразу шесть музеев. И, кстати, о шведах — у них, скажем, уборщики и проводники именуются «мастерами уборки» и «мастерами поездов». Там никого не удивляет, что, например, уборщица со своим супругом могла посетить мой концерт в филармонии, а потом попросить знакомого священника устроить в церкви скрипичный концерт для прихожан. Это очень многое говорит об отношении людей друг к другу, и подобные межличностные связи мне хотелось бы выстроить и в рамках моей школы.

- Вы регулярно посещаете одни и те же города нашей страны. Видите ли вы какие-то изменения в людях в связи с тем, что вы делаете и о чем рассказываете?
Вижу. Более того, благодаря этим изменениям мне удается оставаться оптимистом. Несмотря на то, что я живу и вШвеции, и в Белоруссии, и в Испании, большую часть времени мне все-таки хочется проводить именно в России. Во-первых, это моя страна, и значительную часть жизни Москва была моей столицей — даже когда я жил в Минске, который, к слову, очень люблю. Но для меня Москва имеет пушкинский оттенок «звука, в котором много для сердца русского слилось». Это нельзя никак убрать.
Нижний Новгород, мне кажется, тоже изначально имеет дух Москвы, хотя и лишен ее амбициозности. [...] Здесь чувствуешь вибрации — отклик души сродни тому, который, возвращаясь к теме образования, учитель должен вызывать у своих учеников. Если они не смеются, если им не интересно, они скучают — надо что-то менять, переключать их внимание. И это серьезно. Учебный процесс меньше, чем процесс возделывания человеческой души. Пожалуй, это именно то, что я пытаюсь донести до педагогов в первую очередь.
ИСТОЧНИК KP.RU
Дипломы и награды
Сертификат Михаила Казиника
Основы методики "Школы Будущего"
Сертификат Ольги Соболевой
"Русский язык в начальной школе: система и технология"
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: librain.msk@gmail.com
Телефон: +7 (916) 611-333-9
Made on
Tilda